Петр I и Российский флот

В самом начале весны 1697 года из Москвы, столицы русского государства, на запад отправилась странная, с точки зрения бояр, процессия: 250 человек во главе с генерал-адмиралом Лефортом ехали в Европу искать союза против извечного врага – Османской империи. Странность же была в том, что в это посольство (названное историками Великим) под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова отправился самолично молодой царь Пётр Алексеевич! Неслыханное по тем временам безрассудство и своеобразная дерзость монаршей особы!
Немалое удивление придворных вельмож вызвало и возвращение Великого посольства полтора года спустя; посетив почти все европейские страны, дипломатическая миссия не выполнила своей основной миссии: не привезла долгожданных известий о союзниках, а вместо этого пригласила в Россию несколько сотен мастеров корабельного дела!
Вернувшийся царь, жестоко подавив восстание взбунтовавшихся в его отсутствие стрельцов, провозгласил в патриархальном обществе с традиционным древним жизненным укладом поворот в новую сторону: на Запад! Именно тогда и началась эпоха великих преобразований, эпоха превращения отсталого, неразвитого государства в великую империю!
Указами, противоречить и противиться которым было небезопасно для жизни, царь-реформатор утвердил новый вектор внешнего развития – европейский, а соответственно, западные культурные и социальные ценности, начиная от моды и заканчивая манерами. Сразу после возвращения началось осуществление ещё юношеской мечты Петра – создание военного флота, позволившего бы России утвердиться в качестве крупнейшей морской державы.
Круглосуточно, непрерывно и непрестанно на новых верфях под руководством иностранных мастеров шли кораблестроительные и такелажные работы, что позволило уже через год спустить на воду первые корабли, доблестно проявившие себя при взятии шведской крепости Шлиссельбург в 1702 году. С этого времени и началось активное развитие российских военно-морских сил: спускались и уходили в рейды всё новые и новые корабли, готовились морские офицеры, мичманы и матросы… Сам царь нередко брался за топор и лично руководил постройкой и проектированием, удивляя всех глубокими знаниями и великолепными умениями в корабельном деле. Воля и упорство с которыми Пётр, за свои свершения прозванный Великим, взялся за создание флота позволили России стать ведущей морской державой и достойно нести это звание вплоть до Октябрьской революции.